Воскресенье, 05.05.2024, 15:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Август » 1 » Сценарий кукольного спектакля "Золотой ключик"
20:16
Сценарий кукольного спектакля "Золотой ключик"

Цель проекта:
Формирование духовной культуры детей школьного возраста через приобщение к театральному искусству ( кукольный театр)

Задачи проекта:

1. Формирование и развитие стойкого интереса детей, школьного возраста к театру как виду искусств.
2. Узнать историю театра как вида искусств.
3. Формирование осознанного и избирательного отношения детей к театральной литературе.
4. Создать условия для творческого самовыражения детей через участие в работе кукольного театра.

История кукольного театра
Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка.
Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки(куклы на нитках), так называемые верховые куклы(перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.
Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.
Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).
Истоки Театр кукол — в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры.

Идея проекта

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно- конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Знакомство с позицией актера - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому дети учатся слышать психологическую выразительность речи.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.

Программа

Исходным моментом в работе над спектаклем является выбор пьесу, которая определяет направление и содержание работы кружка на значительный период. Выбор пьесы должен определяться прежде всего ее содержанием, идейной и художественной ценностью. Необходимо учитывать, на какой возраст пьеса рас¬считана; она обязательно должна быть понятной и интересной для исполнителей. Однако это положение не нужно понимать уз-ко. Необходимо расширять кругозор ребят и не ограничивать выбор пьес кругом уже имеющихся у них представлений.
Образ куклы типизирован, обобщен, или, как говорят, обладает маской. Она изображает только самое существенное и ти¬пичное во внешности и поведении персонажа. Поэтому образы пьесы для театра кукол должны быть собирательными и в выс¬шей степени обобщенными. Речь персонажей должна быть дей¬ственной и характерной.
При выборе пьесы необходимо учитывать исполнительские и технические возможности. Прежде всего руководителю необходимо подумать, есть ли у него исполнители на все роли, мужские и женские.

Распределение ролей — дело не только режиссерское, но и пе¬дагогическое. Нужно равномерно распределять работу в кружке и избегать постоянного выдвижения на ведущие роли одних и тех же исполнителей. Кроме того, не следует усматривать у детей определенные амплуа, надо стремиться расширять диапазон ис¬полняемых ими ролей.
Выбирает пьесу руководитель, но желательно, чтобы коллек¬тив принимал в этом участие. Руководитель может предложить на выбор две пьесы, намеченные им.

Необходимо стремиться к созданию оригинального репертуа¬ра, не прибегая к копированию репертуара профессиональных театров кукол. Пьесы, идущие в профессиональных театрах ку¬кол, как правило, не под силу детскому самодеятельному кружку. Даже в кружках, где дети занимаются по нескольку лет, такие пьесы не выдерживают сравнения в художественном и техниче¬ском отношении с профессиональным театром и приносят круж¬ковцам известное разочарование, неверие в свои силы и потерю интереса к работе.

Определенное место в репертуаре кружка могут занять кон¬цертные программы, составленные из номеров эстрадного харак¬тера (песенки, танцы с куклами, кукольные пантомимы, клоуна¬ды и т. д.). Кружок может также своими силами сочинять сцен¬ки на местные темы, главным образом сатирического характера. Это эстрадные выступления, небольшие комедии, иногда прямо изображающие знакомых лиц, иногда носящие иносказательный характер (по типу сказок и басен).
Постановочный план разрабатывается самим руководителем кружка. Составление его начинается с выяснения идеи пьесы.

Выяснив и сформулировав для себя идею пьесы, режиссер читает весь текст еще раз, детально вникая в содержание всех сцен и определяя, каким образом в каждой из них отражается и прелом¬ляется основная идея. Попутно выясняется также поведение всех действующих лиц и уточняются образы и характеры персонажей.

Затем руководитель проводит работу по уточнению текста пьесы — он выверяет логику поведения всех действующих лиц и определяет их основные физические действия. В некоторых слу¬чаях, особенно когда работа идет над пьесой, написанной не специально для театра кукол, перед режиссером может возник¬нуть задача — приспособить текст для исполнения с куклами. Для этой цели иногда приходится сокращать, а то (уже в про¬цессе репетиции) и добавлять слова,, если куклы оказываются в бездействии или реакция их на происходящее оказывается без слов недостаточно выразительной.

В кружке театра кукол рекомендуется работать с так назы¬ваемыми верховыми куклами, т. е. с куклами, управляемыми снизу, из-за ширмы. Эти куклы наиболее распространены в те-атрах нашей страны и наиболее отвечают условиям работы са¬модеятельного кружка.

Марионетки — куклы, управляемые сверху посредством ни¬тей, на которых они подвешены к вагам (приспособление для вождения кукол),— в кружках мало употребляются. Эти куклы могут применяться в отдельных случаях для создания опреде-ленного сценического эффекта, как дополнительная система ко всем остальным (например, полет птицы).

Основными видами верховых кукол считаются у нас перча¬точные и тростевые. Все остальные в большинстве случаев — лишь более или менее осложненные варианты этих двух систем (дополнительные приспособления для движения головы, рта, глаз и т. д.). Руководителю кружка необходимо следить за нововве¬дениями в этой области, которые появляются в наших театрах.

Вопрос о том, какой вид кукол (перчаточные или тростевые) наиболее применим в работе кружка, не имеет ни принципиаль¬ного, ни педагогического значения. Выбор того или иного вида кукол вытекает из замысла спектакля в целом и определяется соображениями постановочного порядка. Выбор системы кукол зависит отчасти от характера пьесы. В пьесах сугубо комедий¬ных, с бытовым уклоном или же сатирических уместна и вырази-тельна перчаточная кукла (т. е. типа петрушки). Тростевые кук¬лы более подходят для сюжетов героических, романтических, сказочных.

Различие навыков в управлении теми и другими куклами не имеет решающего значения, так как исходным моментом ос¬тается понимание изобразительных качеств куклы и контроль глаза исполнителя за ее поведением на ширме.

По трудности овладения навыками кукловождения в особую группу можно выделить кукол-животных с четырьмя ногами, к которым прикреплены трости управления. Детям, работающим
с такими куклами-животными, довольно трудно приобрести навык держать куклу на одном уровне, так как он почти некон¬тролируем глазом. Этот навык появляется на основе мускульной привычки удерживать куклу на одной высоте.

Театру кукол в равной мере свойственна и легкая, портатив¬ная, передвижная форма спектакля, и более монументальная, стационарная. Кружку, безусловно, более присуща форма пе¬редвижного, портативного спектакля. Это вытекает из всех ус¬ловий его работы. Однако не следует совершенно отрицать и ста¬ционарную форму. Если для этого есть условия (например, в Доме пионеров, клубе), стационарная форма дает возможность осуществить более крупные и технически более сложные спек¬такли.

План, разработанный руководителем, — необходимая основа для начала работы с кружковцами. Только хорошо продумав за¬мысел спектакля во всех его деталях, руководитель может гово¬рить о нем с детьми и направлять их работу. Имея подготовлен-ные соображения, он ставит определенные вопросы на обсуждение, помогает участникам решать их и таким образом вовлекает коллектив в решение постановочных задач.

После прочтения и обсуждения пьесы в целом можно при¬ступить к распределению ролей. Оно начинается с обсуждения образов всех персонажей и выбора системы кукол. Распределе¬ние ролей — трудный и ответственный момент. Руководитель должен здесь проявить особый такт.

Несмотря на то, что исполнитель находится за ширмой, его индивидуальные качества всегда проявляются в игре с куклой и доходят до зрительного зала. Большое значение имеет голос — его тембр, манера речи и т. д. Поэтому необходимо искать слия¬ния зрительного образа куклы с голосом исполнителя.

Распределяются роли коллективно в результате прослушива¬ния чтения за столом, а если есть готовые куклы — ив резуль¬тате просмотра работы с куклой.

Первые репетиционные пробы работы с куклой рекомендует¬ся проводить сразу на грядке ширмы. Если в комнате, где про¬исходит работа за столом, нет возможности установить ширму, можно заменить ее так называемой времянкой в виде, например, длинного деревянного бруса, укрепленного на двух стойках на высоте обычной ширмы. Это позволит уже во время занятий за столом пробовать и проверять движения кукол, репетировать от¬дельные куски, а потом снова вернуться к анализу и дальней¬шему обсуждению роли.

Затем начинается работа за столом. К этому времени роли должны быть переписаны и розданы всем исполнителям. Реко¬мендуется переписывать не только текст данной роли, но и всю сцену, где участвует этот персонаж, оставляя одну сторону листа или поле для пометок и записи замечаний руководителя.

Цель работы за столом — вместе с исполнителями разобрать текст пьесы, найти в каждой сцене действенное содержание, ос¬ветить каждый момент спектакля с точки зрения его идеи, темы, сюжета и характеров действующих лиц. Она проводится в фор¬ме читок, обсуждений и бесед. Руководитель вовлекает всех ис¬полнителей, вызывая их на высказывания наводящими вопроса¬ми. Он обращает внимание на обстоятельства, предлагаемые пьесой, добивается понимания того, как влияют они на поведение действующих лиц. Затем просматриваются действия каждого персонажа и куски его роли. Наводящими вопросами здесь бу¬дут: что хочет данный персонаж? К чему стремится? Что делает?
Работа за столом будит воображение исполнителей. Очень важно дать их воображению определенное направление, научить их мыслить в образах театра кукол, а не представлять себе при этом живых людей. Поэтому в работе за столом поднимаются также вопросы устройства кукол, ширмы и декораций. Обсуж¬дая действия своих персонажей, исполнители должны задумы¬ваться над тем, как осуществить эти действия на ширме. В связи с работой по анализу пьесы в целом идет и разбор текста.

В работу за столом не следует вносить элементы игры, побуж¬дать детей к переживанию или включать работу над словом. В отрыве от куклы это не принесет никакой пользы. Основная за¬дача руководителя — научить исполнителя вкладывать свои мыс¬ли, чувства в игру куклы. Всякое упражнение в отрыве от кук¬лы будет нарушать необходимую гармонию между внутренним творческим устремлением исполнителя и реализацией в игре кукол.

Работа с исполнителями на ширме ведется в двух направле¬ниях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем. Они могут осуществляться одновремен¬но, но руководитель в процессе занятий должен отчетливо видеть границы между ними. Общая работа — постановочная. В этом случае все указания, замечания и предложения руководителя на¬правлены на формирование спектакля. Индивидуальная же — это педагогическая работа. Руководитель воспитывает у испол¬нителей навыки водить куклу, тренирует их в выполнении опре¬деленных действий и т. д. Все его замечания могут носить инди¬видуальный характер применительно к данному исполнителю.

Работа с исполнителями разделяется на два периода.
В первый период исполнитель овладевает куклой и ее дейст¬виями в конкретных условиях спектакля и одновременно при¬способляется сам ко всей обстановке за ширмой. То, что было задумано в работе за столом, теперь конкретно воплощается на ширме. Одновременно режиссер проверяет, как осуществляются задуманные в спектакле положения, как обыгрываются куклами все предметы и декорации, находит новые приспособления.

Второй период работы основывается на уже найденных дей¬ствиях кукол, выработанном поведении самих исполнителей. В это время находят нужный темп, окончательно шлифуют, вы¬равнивают все течение спектакля, вносят необходимые коррек¬тивы, устанавливают окончательно все оттенки игры в отдель¬ных кусках, сценах. Словом, вторая часть работы с исполните¬лями касается общей композиции спектакля.

Эти два периода отличаются не только содержанием, но и методами работы. В первый период все поправки, указания и советы дает руководитель, как только возникает в них необходи¬мость, для чего действие прерывается. Возможны показ (как делать), совместные поиски наиболее интересных сценических приспособлений. Во второй период указания даются по большим кускам, целым сценам и актам. Исполнители выполняют ука¬зания руководителя более самостоятельно. В этот период необ¬ходимы прогоны актов, сцен спектакля и т. д., за ширмами дол¬жен быть создан необходимый порядок. Все участники — и те, кто занят в спектакле как исполнители, и те, кто обслуживает спектакль, — должны знать свои места, свои задачи, куклы и реквизит должны лежать на своих местах. Необходимо ряд за¬нятий целиком посвятить вопросам организации ребят за ширмой.
Законы сценического действия в театре кукол остаются теми же, что и на сцене обычного театра. Развитие действия куколь¬ного персонажа осуществляется как выполнение ряда сцениче¬ских задач, определяющих содержание кусков роли. Все вместе они составляют то, что можно назвать рисунком роли.

Весь образ поведения кукольного персонажа должен быть всегда оправдан внутренним содержанием сцены. Выразитель¬ность действий куклы зависит от того, насколько интересно и правильно по существу, содержания сцены найдены приспособ¬ления, благодаря которым ее действия становятся наиболее от¬четливыми.

Таким образом, все, что делает кукла на ширме, определяет¬ся вопросами: что происходит (в спектакле, отдельной сцене)? Что делает данный персонаж? Как делает (по сюжету и техни¬чески)? Применение этих законов сценического действия в театре кукол имеет свои особенности. Исполнитель, непосредственно реагирующий на все происходящее на сцене, скрыт за ширмой. Все, что он чувствует и думает, он вкладывает в действия наде¬той на его руку куклы. Он смотрит на нее со стороны и управ¬ляет ее действиями, обусловленными сценическими задачами, в соответствии с изобразительными данными куклы.

Таким образом, сценическое действие в кукольном театре является показом действий персонажа-куклы во всех обстоятель¬ствах спектакля. Этот показ определяется, во-первых, понимани¬ем логики действий персонажа и, во-вторых, пониманием изоб¬разительных средств куклы. Общие законы .сценического дей¬ствия в театре кукол являются лишь основой поведения персона¬жа и развития действия. Сам же процесс воплощения действия в кукле протекает особым путем.

Работа исполнителя с куклой начинается со всестороннего ознакомления с ней. Приступая к работе с новой куклой, испол¬нитель проделывает с ней ряд движений, вкладывая в них кон¬кретные задания, в равной мере как близкие его роли, так и вы¬ходящие за ее пределы. В этот период он может свободно им¬провизировать с ней различные движений. В процессе импрови¬зации исполнитель рассматривает выразительные средства кук¬лы, пытаясь создать оттенки движений и действий, находя в них свойственный данной кукле характер.

Упражнения на выполнение простейших сценических задач могут проводиться в форме этюдов, сначала самых элементар¬ных, потом более сложных. Задача этюда — сосредоточить вни¬мание исполнителя на четком, последовательном выполнении какого-либо несложного, но целенаправленного физического действия.

Несложное музыкальное сопровождение к этим сценкам в ритмах вальса, марша приучает исполнителей организовывать физическое поведение персонажей во времени, использовать темпоритм в качестве средства сценической выразительности.

На основе импровизационных этюдов усваиваются и законы органического рождения слова в процессе действия. В этом слу¬чае возникает дополнительная задача — четкое, логически пра¬вильное и выразительное донесение текста от лица куклы. Отбор речевого материала имеет большое значение, поскольку он по¬могает установить связь между внешним образом персонажа и образом его мыслей.

В первоначальных этюдах дети могут пользоваться так назы¬ваемыми рабочими, т. е. более или менее случайными, или даже временными, куклами (например, шарик, надетый на палец, со свободным халатиком или рубашкой на руке исполнителя). В дальнейшем тот или иной набор кукол (из числа сделанных са¬мими детьми для предыдущего спектакля) может подсказать и содержание этюда-сценки.

Задача исполнителя заключается в том, чтобы придать фи¬зическим действиям куклы максимум выразительности и прав¬доподобия. В каждый момент спектакля кукла должна выпол¬нять вполне определенное, соответствующее содержанию сцены физическое действие, должна быть выразительной. Куклу нельзя оставлять безучастной, выключенной из действия, необ¬ходимо строго следить за целенаправленностью ее движений. Отсюда следует основное правило искусства вождения ку¬клы: исполнитель держит куклу под контролем глаза.

Работа над спектаклем начинается с общих планировок мизансцен, с крупных физических действий, затем постепенно уточняется и отшлифовывается каждое движение куклы. Предъявляя вначале несложные требования, руководитель постепенно усложняет их, приучает исполнителя к обстановке за ширмой и выполнению разнообразных действий куклы. Эта постепенность в работе лучше всего выражается в старом театральном правиле: трудное надо сделать привычным, привычное—легким, а легкое— приятным.

Овладение физическими действиями куклы, понимание строя ее движений основывается на следующих принципах:

1. Сложные физические действия должны быть разнообразны и в них найдены составляющие их последовательные движения. Например, персонаж падает, затем встает. Здесь должна быть соблюдена вся последовательность движений: покачнулся, взмахнул руками, подогнул колени, осел книзу, растянулся, поднял голову, уперся руками в землю и начал приподниматься, затем разгибаться и поднимать руки.

Если нужно изобразить, например, что персонаж утирается фартуком, исполнитель последовательно должен изобразить это так: сгибается, подхватывает фартук руками, одновременно на¬гибая голову, и т. д.

Элементы сложных физических движений не всегда бывают отчетливо заметны. Чтобы определить их, необходимо проделать эти движения самому или посмотреть, как их делает товарищ, и выбрать то, что будет красиво и выразительно в поведении куклы.

2. Физические действия должны основываться на координа¬ции движений куклы подобно тому, как координируются движе¬ния человека. По ним, в частности, зритель догадывается о движении отсутствующих у куклы ног (например, присядка). В некоторых случаях второй рукой подыгрывают движения этих ног.

3. Наряду с сильными и крупными жестами и движениями большую роль играют еле уловимые полудвижения, которые со¬общают кукле особую выразительность и убедительность. Это может быть еле заметный поворот головки, еле уловимое под-рагивание плечами при плаче и т. д.

4. Куклу надо держать на руке прямо. Наклоны корпуса впе¬ред, назад, вправо и влево осуществляются сгибом в запястье руки кукловода. Соблюдение этого правила сообщает движениям куклы четкость и чистоту.

Движения куклы в связи со словом основываются на следую¬щих принципах:

1. Говорящая кукла должна двигаться. Движения ее могут быть весьма различными. Подобно тому как слово имеет свой смысл и интонацию, движения говорящей куклы имеют свои от¬тенки. Если слово, сказанное за ширмой, не подтверждено дви¬жением куклы, то оно может оказаться для зрителя не связан¬ным с данным персонажем. (Исключение представляют собой особые случаи, когда неподвижность куклы необходима для данной сцены.) Это правило распространяется также на массо¬вые сцены.

2. Движения говорящей куклы отражают либо непосредст¬венно то, что она говорит, либо ту мысль, а следовательно, и то отношение, которое кроется в произнесенном тексте.

3. Ритм речи и сила слова отражаются в ритме и силе дви¬жения.

4. Все поведение куклы — ее движения, жесты и слова—дол¬жно быть обращено к вполне определенному объекту — предме¬ту или персонажу.

Исполнитель должен приобрести навык держать куклу на ширме на одном постоянном уровне, не высовывая ее чрезмерно из-за ширмы и не опуская ниже определенного уровня.

Оформление спектакля в кукольном театре состоит из ширмы, декораций (или декоративных деталей), кукол и всякого рода предметов, необходимых по ходу действия. Все элементы спектакля должны быть лаконичны, выразительны и худо¬жественно согласованы между собой, с учетом специфики теат¬ра кукол.

Художник должен не только оформить спектакль, но и найти такие формы, которые наилучшим образом помогут живому и выразительному развитию действия спектакля. Работа над шир¬мой и декорациями во многом зависит от условий показа спек¬такля (учет видимости сцены, углов зрения из зрительного за¬ла и т. п.), обусловлена требованиями портативности ширмы и декораций при передвижной форме спектакля, наличием техни-ческих возможностей и общими габаритами сцены — при ста¬ционарной. Следовательно, и здесь изобразительная, техниче¬ская и конструктивная стороны должны учитываться в едином решении оформления спектакля. Только в этом случае возможно создать целостный образ спектакля.

Предметы, с которыми играет кукла, органически входят в спектакль, как в его внешнюю изобразительную часть, так и в техническую. Утварь, оружие, книги, какая-либо корзиночка, бу¬кет цветов, музыкальный инструмент и другие вещи должны от¬куда-то появиться, должны быть куклой взяты в руки. Реквизит подбирают тщательно, с учетом применения его в театральном действии, а в связи с этим продумывают способы управления им.

Изготовление кукол, ширмы, декораций и реквизита на¬столько тесно связано с действием, что работа художника в зна¬чительной мере сливается с работой режиссера.

Кукла как изобразительный компонент спектакля должна действовать среди объемных (подобно ей самой) предметов, а не на фоне плоских, рисованных декораций.

В некоторых случаях возникает надобность в убыстренном изготовлении кукол для выступления, например, в пионерском лагере, у костра или в сборной концертной программе. Посколь¬ку такие выступления чаще всего носят импровизированный ха¬рактер, то и куклы могут быть импровизированными, т. е. сде¬ланными на скорую руку, может быть, даже для одного показа. В подобных случаях можно сделать бумажные куклы. Сверты¬вают, к примеру, кусок плотной бумаги (ватман) в .виде фунтика или трубки, рисуют глаза и рот, приклеивают из бумаги нос, гу¬бы, бороду, волосы из полосок цветной бумаги, шляпку, ворот¬ничок— и кукла готова. Вместо рубашки и платья достаточно задрапировать руку куском ткани. Головка укрепляется обычно на палке, которую исполнитель держит в руке, или же в раз¬рез плаща он просовывает вторую руку.

Разумеется, куклы такого типа недолговечны, и к тому же не всякая пьеса может быть разыграна при их помощи. Они годят¬ся для подготовки небольших выступлений, главным образом сатирического характера.

Задача руководителя при этом сводится к тому, чтобы раз¬будить творческую фантазию детей, их изобретательность, на¬толкнуть на мысль о возможности использования различных ма¬териалов, находящихся под руками.

Театральная кукла должна играть на ширме. Значит, необ¬ходимо, чтобы она была не только художественно выразитель¬на, но и приспособлена к задачам игры. Создавая куклу, круж¬ковец должен понять не только ее внешний облик, но главным образом строй ее движений, учесть физические действия и все ее поведение.

Одно из необходимых условий успеха работы и развития у детей интереса — поручение им целостного задания (например, изготовить куклу целиком). Необходимо избегать, в особенности с начинающими, подмены систематической работы случайными заданиями, не следует перебрасывать ребят с одного задания на другое. Начальный период нужно посвятить развитию основных навыков работы. Только когда дети овладеют ими, рекомендуется переходить к практической работе над спектаклем.

Есть еще один вид кукольного театра, более простой и до¬ступный— это теневой театр. Рекомендуем познакомить с ним кружковцев, а затем применить его элементы в некоторых по¬становках или даже отдельно поставить теневой спектакль, но не такой, какой они видели, когда были в детском саду, а более усовершенствованный: на большом экране, с движущимися фи¬гурами.

Учебно- тематический план на год
№ Наименование темы Кол-во час. в том числе
Теория Практика
1 Вводное занятие 2 ч 1 ч 1 ч
2 Звуковая культура речи 20 ч 4 ч 16 ч
3 Оборудование театра 8 ч 4 ч 4ч
4 Постановка спектакля 38 ч 7 ч 31 ч

Итого: 68 часов

1 четверть (18 ч)
1 Вводное занятие 2 ч 1 ч 1 ч
2 Звуковая культура речи 5 ч 1 ч 4 ч
3 Оборудование театра 2 ч 1 ч 1 ч
4 Постановка спектакля 9 ч 1 ч 8 ч

2 четверть (14 ч)
1 Звуковая культура речи
3 ч 1 ч 2 ч
2 Оборудование театра 2 ч 1 ч. 2 ч
3 Постановка спектакля 9 ч 1 ч 8 ч
3 четверть (20 ч)
1 Звуковая культура речи 6 ч 2 ч 4 ч
2 Оборудование театра 2 ч 2 ч. 2 ч
3 Постанова спектакля 12 ч 3 ч 9 ч
4 четверть (16 ч)
1 Звуковая культура речи 6 ч 2 ч 4 ч
2 Оборудование театра 2 ч 1 ч 1 ч
3 Постановка спектакля 8 ч 1 ч 7 ч
Итого:68 часов

Содержание программы
1. Вводное занятие. Теория 1 ч. Практика 1 ч.
Знакомство с кружковцами. Правила поведения в кружке. Знакомство с инструкцией по охране труда. Противопожарный инструктаж.
Проверка навыков выразительного чтения.
Особенности работы с перчаточной куклой. Движения куклы: кукла идёт, наклоняется, поворачивается, уходит.

2.Тема «Речевое развитие» Теория 4 ч. Практика 16 ч.
Работа над постановкой голоса.
Артикуляция – движение губ, языка и челюсти в процессе устной речи.
Артикуляционная гимнастика для языка, губ: на согласные свистящие (з, с); шипящие (ж, ш, щ); сонорные (н, л, м, р), взрывные (б, т, д, к, г).
Дикция – чёткое, внятное произношение слов, словосочетаний. Работа над правильным произношением.
Речевое дыхание.
Речь представляет собой озвученный выдох. Длительность и сила выдоха в процессе устной речи. Бесшумный глубокий вдох перед произношением фразы.
Выразительность речи.
Выразительность речи возникает тогда, когда, человек хочет передать не только знания, но и свои чувства, отношения.
Упражнения на темп речи, скорость, силу голоса. Дети должны знать, что голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актёр, исполнитель. Голос надо беречь, развивать и совершенствовать.
Звукоподражание. Говорим голосом разных животных (игровые упражнения «Мы медвежата», «Мы ёжики» и т. д.)
Игры со словами, развивающие связную образную речь, умение подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы.

3.Тема «Оборудование театра». Теория 4 ч. Практика 4 ч.
Театр – вид искусства. Различные театры: театр музыкальной комедии, театр оперы и балета, драматический театр, театр юного зрителя и кукольный, народный театр. Театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий.
Экскурсия в театр с целью ознакомления с оборудованием театра (со сценой, кулисами, декорациями, бутафорией). Культура поведения в театре.
Знакомство с оборудованием кукольного театра: ширма, где работают кукловоды, задник с декорациями. Знакомство с куклами.
Декорации к спектаклю объёмные, плоские и полуобъёмные.
Изготовление простейших декораций. Рисование эскизов кукол, декораций к спектаклям.

4.Тема «Постановка спектакля». Теория 7 ч. Практика 31ч.
Знакомство с пьесой. Анализ содержания. Основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Коллективное разучивание реплик. Детальный анализ ролей.
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
Распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей персонажей, учитывается также желание самих «актёров».
Чтение сценария по ролям без участия кукол. Работа над выразительным чтением каждой роли.
Движения куклы (характерные особенности каждого персонажа): походка, ритм движений, жесты.
Соединение движений куклы со словами (работа за столом).
Работа с куклой на ширме. Репетиция отдельных сцен. Монтаж пьесы.
Прогонные и генеральные репетиции.
Выступление со спектаклем.

№ заня-
тия Содержание
(Раздел, тема) Характер
деятельности
УУД
1 Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). Рассказ с элементами беседы.
Игра.
Экскурсия в
Театр
Обыгрывание
ситуаций Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Формирование правильного поведения в театре.
2 Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы .
Культура и техника речи. Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляцион-
ная гимнастика Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю).
Учить детей самостоятельно
делать артикуляционную гимнастику:
"Окошко"
широко открыть
рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно".
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и
т.д.
3 Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Инсценировка.
Ролевая игра. Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
Развивать память, воображение, общение детей
4 Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.
Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляе-
те при чтении.
Чистоговорки, скороговорки. Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Работа над дикцией.
5 Распределение ролей.
Ролевая игра.
Пальчиковые игры. Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

6 Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Инсценировки.
Пальчиковые игры. Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей
7 Отработка чтения каждой роли. Обыгрывание. Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.
8 Презентация «Мастерская кукол».
Изготовление
ручных кукол, бутафории и декорации Практическая деятельность. Дать вторую жизнь вещам.
Развивать воображение и фантазию детей.
Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе
9 Обучение работе над ширмой, за ширмой Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать
это плавно, без
скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обыгрывание.
Артикуляцион-
ная гимнастика Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.
Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Развивать внимание, согласованность действий.
10 Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Репетиции. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Продолжить репетировать
эпизоды спектакля .
11 Музыкальное оформление спектакля Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор
музыки. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
12 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Игра.
Инсценировка.
Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
13 Репетиция пьесы Практическая деятельность. Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
14 Генеральная репетиция, звуковое оформление
спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить детей коллективной работе.Формировать четкую и грамотную речь
15 Показ пьесы
Выступление. Формирование четкой и грамотной речи.
Добиваться выразительности действия.
Формирование сплоченности коллектива.

16 Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год Беседа.
Игра. Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.
17 Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы .
Культура и техника речи. Беседа.
Практическая деятельность.
Артикуляцион-
ная гимнастика.
Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма).
Самостоятельно
делать артикуляционную гимнастику:
"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
18 Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, закрепить представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Инсценировка.
Ролевая игра. Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
Развивать память, воображение, общение детей
19 Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы учителем.
Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляе-
те при чтении.
Чистоговорки, скороговорки Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Работа над дикцией.
20 Распределение ролей.
Ролевая игра.
Пальчиковые игры. Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

21 Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Инсценировки.
Пальчиковые игры. Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

22 Отработка чтения каждой роли. Обыгрывание. Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.
23 Презентация «Мастерская кукол».
Изготовление
ручных кукол, бутафории и декорации. Практическая деятельность. Дать вторую жизнь вещам.
Развивать воображение и фантазию детей.
Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе
24 Продолжать обучение работе над ширмой, за ширмой Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать
это плавно, без
скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обыгрывание.
Артикуляцион-
ная гимнастика Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.
Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Развивать внимание, согласованность действий.
25 Работа над ширмой,
за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Репетиции. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Продолжить репетировать
эпизоды спектакля .
26 Музыкальное оформление спектакля Рассказ с элементами беседы.
Обсуждение.
Прослушивание
и подбор
музыки. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
27 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Игра.
Инсценировка.
Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.
Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
28 Репетиция пьесы Практическая деятельность. Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
29 Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить детей коллективной работе.Формировать четкую и грамотную речь.
30 Показ пьесы
Выступление. Формирование четкой и грамотной речи.
Добиваться выразительности действия.
Формирование сплоченности коллектива.
31 Итог занятий. Обсуждение всех представленных
спектаклей Беседа.
Игра. Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма

Заключение

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них — дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое.
Родителям и всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или в детском саду или в школе разговаривают от лица своих кукол.
Дети испытывают потребность пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом Петрушки: «Ну что все собрались?» или шутит с клоуном, надетым на руку, то все дети сразу же охотно подхватывают игру. Такое общение развивает гораздо лучше, чем телевидение.
Кукольный театр — явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Категория: Кукольный спектакль | Просмотров: 1233 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]